Работа над ошибками
Готовимся к школе правильно
Уже совсем скоро в размеренные и относительно спокойные будни родителей заливисто и звонко ворвется первый школьный звонок, который оповестит о новом статусе: «Я – мама-папа первоклашки». Это волнительно, как и все, что случается с нами в первый раз. Вопросов, как и сложившихся убеждений, по этому поводу предостаточно. Я хочу развеять те мифы и легенды, которые многие родители передают друг другу из поколения в поколение. Может быть, это поможет вам войти в эту новую роль без лишних тревог и переживаний. Проведем с вами некую «работу над ошибками».

Ошибка №1
Школа – это место порки

Опыт родителей имеет большое значение для подготовки и адаптации ребенка в школе.

Если бы сейчас нам пришлось назвать свои ассоциации о школе, наверняка у нас бы собралась целая корзина различных вариаций. Они были бы все разные, как и мы сами. Кому-то школа заполнилась вторым домом и внимательными учителями, вкусной едой и веселыми физруками. А для кого-то – это место порки и визжащей учительницы, которая неистово ставила двойки в дневник и вызывала родителей в школу за любую крошечную провинность. И мы передаем этот опыт нашим детям.

Но ведь это только наш опыт. А у наших детей он будет их, личный. И ваши негативные ассоциации типа «кричащий учитель», «каторга», «вечная тоска» часто говорят о том, что взрослые на подсознательном уровне переносят на детей свои негативные школьные переживания. Это может отразиться на состоянии ребенка, вызвать у него чувство тревожности. Не следует демонстрировать свои негативные эмоции, их нужно преобразовывать. Вспомните, что вам нравилось в школе, свои успехи, увлечения, забавные случаи. И расскажите об этом детям.

Ошибка №2
Я же мать! – Все куплю сама

Самая распространенная ошибка – «куплю все сама». Но ведь часто подготовка к празднику, его предчувствие, желание сделать его особенным и неповторимым, проживание этого времени и есть самое ценное осознание той самой ожидаемой «внутренней позиции школьника». И потом, удобно ли ребенку в этих брюках/сарафане, не жмет ли, не колет ли эта блузка/ рубашка/ пиджак, не давят ли эти деревянные туфли/сандалии? Это же всё надо пережить на уровне «вижу – слышу – чувствую» самому человеку!

Как вы научите ребенка чувствовать свои потребности, если даже эти прекрасные радости отнимаете у него? Надо наглядеться на себя любимого у зеркала, услышать добрые слова – поглаживания от мамы и папы, понюхать и запомнить запах новой формы, прочувствовать, как удобно ложится маленькая ножка на стельку туфельки. Это же незабываемые якорьки радости, которые надолго свяжут эти сладостные воспоминания каждого первого сентября.

А выбор рюкзака/портфеля и его наполнения – это же личная территория. Сколько опыта приобретает ребенок, когда самостоятельно выбирает пенал, карандаши, ручки. И даже, если этот самый первый опыт будет обречен на провал: портфель неудобный, карандаши быстро ломаются или чересчур твердые и не пишут так ярко, как у соседки по парте, а ластик и вовсе не стирает, а оставляет черные пятна – прекрасно! Следующий поход в канцелярский магазин будет менее эмоциональным. И к пятому классу вы получите знающего и зрелого покупателя, который практично и искусно сможет собрать в школу и себя и младшего брата. Только «опыт – сын ошибок трудных» поможет вашему малышу стать умелым и знающим человеком. А самое главное – вы всегда сможете сказать: «Это твой выбор!»

Ошибка №3
Главное, чтобы ребенок умел читать, писать и считать

Безусловно, малыш, который обладает навыком чтения, всегда будет выглядеть уверенней на фоне не читающих ребят. Но есть такая штука, как смысловое чтение. А это умение к семилетнему возрасту редко вырастает.

Бывает и так: человек пришел совсем не знающим буквы, а к концу первого класса овладел навыком письма и чтения блестяще, обогнав читающих по слогам товарищей. Здесь – магия учителя в содружестве с родителями, активный интерес, любознательность и мотивация самого ребенка. На мой взгляд, за первый класс малыш сможет научиться всем основным умениям, если он психически здоров, и его родители ему не вредители.

Всем родителям имеет смысл знать, что для успешной адаптации ребенка к школе гораздо важнее, чем все перечисленные навыки, психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности. В этой ситуации очень важны установление теплых отношений ребенка с учителем и родительское участие.

Ошибка №4
Мир вокруг не безопасный

«Да он такой растяпа! Его надо за ручку водить до 14 лет», – нередко заявляют родители.

Неизвестно, где тут причина, а где следствие. Возможно, наоборот: он растяпа потому, что его до сих пор водили за руку.

Действительно, у каждого ребенка есть свои зоны повышенной опасности. И кому, как не родителям, их знать. Если ребенок импульсивный, ему потребуется больше повторений, чтобы усвоить, что на красный свет перебегать нельзя. Никогда! Даже если ты увидел на той стороне улицы приятеля. И даже если опаздываешь. Если ребенок пугливый, придется установить больше мер предосторожности и познакомить его со всеми возможными вариантами опасностей и выходов из них. Так он будет чувствовать себя увереннее. Одному ребенку нужно специально рассказать о том, что выходить на лед зимней реки ни в коем случае не следует, а другой не пойдет туда, даже если его будут высмеивать одноклассники, да еще и побежит рассказывать учителю.

Мы все обладаем разными характерами, особенностями и слабостями. Но эти особенности можно корректировать.

Ошибка №5
Мой папа накажет обидчика!

Помогите ребенку научиться самому здраво оценивать ситуацию. Научите его справляться со своими проблемами самому. Например, Маша обиделась на Сашу, который обозвал ее «вонючей козой». Маша пришла домой и рассказала о своем обидчике родителям. Они, не долго думая, начали активную переписку с родителями Саши, доведя друг друга до исступления. В ход пошли личные оскорбления и угрозы.

Кто прав? Папа, который защищал свою дочь? Или мама, которая оправдывала своего сына? На мой взгляд, оба не правы. Ребенка с самого детства надо учить, что каждый человек имеет право говорить и думать (последовательность важна). Но не всегда мнение другого человека нам важно и интересно.

Когда мы не следующий день разговорились с Машей, то конфликт был решен за пять минут. Вот наш диалог:

- Маша, тебя обидели слова Саши?
- Да, очень обидели!
- Что тебя больше обидело, что ты «коза», или «вонючая»?
- Вонючая! (улыбается)
- Ты доверяешь моему мнению?
- Да!
- Можно тебя понюхать?
- Да! (смеется)
- Маша, ты пахнешь сладкими конфетами!
- Это у меня духи такие!! (гордо)
- Кому ты еще доверяешь?
- Василисе!
- Можно тебя Василиса понюхает?
- Да! (смеется в голос, понимая, куда я клоню).
- Вася, понюхай Марию! Чем она пахнет?
- Вкусняшками!
- Маш, а ты как сама думаешь, ты вонючая?
- Нет, конечно!
- Так почему же тебя задели слова Саши?
- Не знаю…

Родителю надо учить своего ребенка правильно и адекватно реагировать или не реагировать на слова других людей. Вокруг нас всегда будут находиться разные люди со своим мнением. Уметь не впускать в свою жизнь их слова – самая большая ценность, которой родители должны научить своих детей. Чужой рот – не моя зона ответственности. Что он говорит, кричит, шепчет ко мне не имеет никакого отношения. Я доверяю только себе!

На самом деле, это единственный работающий способ уберечь ребенка от множества неразумных решений, о которых мы даже не догадываемся. Ведь мы не всегда будем рядом. Опека – ненадежный способ «спасать и сохранять». Лучше, когда у ребенка формируется собственное чутье на то, что опасно, а что нет, что можно, а что нельзя.

Чем раньше мы начнем учить ребенка жить своим умом, тем лучше. Для этого он должен сталкиваться с разными людьми, а мы можем их дозировать, разрешая ему получать опыт под нашим контролем. Важно, чтобы ребенок мог с вами поделиться своим опытом и получить не окрик или упрек, а реальную поддержку.

Ошибка №6
Пусть школа воспитывает и учит

Готовить к школе должны родители. И точка! Расскажите детям о правилах поведения в школе, о предстоящем новом распорядке дня. По возможности познакомьте ребенка с его будущим учителем. Обсудите дорогу до школы, выберите вместе наиболее удобный маршрут. Проявляйте интерес к его школьному дню и занятиям.

Научите его застегивать пуговицы, завязывать шнурки. Покупайте вместе с ним такую одежду, с которой он сможет справиться. Не нужна блуза с воздушными петлями из двадцати пуговиц только потому, что это была мечта вашего детства.

Реально оценивайте действия первоклашки. Если вам кажется, что ребенок что-то не доделал, то обязательно ему это скажите в мягкой форме. Если вы правильно это сделаете, то в следующий раз ребенок это обязательно учтет.

Выберите вместе кружок по интересам или подходящую спортивную секцию.

В этот период ребенок желает получать новые знания, самым главным для него становится учебная деятельность. Он должен чувствовать себя нужным окружающим, а его занятия очень важными. К тому же активные дети, которые преуспевают в спорте или обладают различными талантами, автоматически вызывают уважение у сверстников. Родителям главное поддерживать ребенка, помочь ему самоутвердиться, убедиться, что он способный и вполне трудолюбивый. Уважать его выбор и мнение.

Психология Развития

"Размышляя о том, как вы ответили бы на поставленные выше вопросы, вы сможете лучше сориентироваться в направлении своего дальнейшего пути в жизни."
Made on
Tilda